СМЫСЛ ЖИЗНИ

 

Жизнь это большой театр, на сцене которого непрерывно происходят действия. Великие драмы сменяются еще большими комедиями. И колесо чередующихся событий ни на миг не останавливается. В зале сидят зрители, которые смотрят на сцену и обманывают себя думая, что они знают, что такое жизнь и какова она на самом деле. На сцене стоят декорации, а артисты одеты в театральные костюмы и у них на лицах маски. А за кулисами все по-другому. Там совсем другие действия. И тот, кто на сцене смеется сам и смешит зрителей, уйдя за кулисы, горько плачет, не имея радости в своем сердце.

 

Смысл жизни или смысл бытия – это тяжелый камень, который пытались поднять многие выдающиеся гении человечества. Среди них: философы, писатели, поэты, художники, композиторы, драматурги, психологи, ученые, политики, основатели религий и культов… . Да разве только интеллектуальных людей интересовал этот вопрос? К нему приходит любой здравомыслящий человек, и не только в наше время, но так было на протяжении всей истории мира.

Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл» Л. Толстой.

Поисковик в интернете на словосочетание «смысл жизни человека» выдаёт около 35 млн. страниц. Сколько же нужно времени, чтобы проработать этот материал? Если читать в среднем одну страницу три минуты и делать это по восемь часов каждый день, кроме субботы и воскресенья, то понадобится около 850 лет жизни! Но ведь для простого смертного это не реально! Значит не реально, и искать ответ на столь важный вопрос в интернете или в библиотеке, читая все подряд. Так как же быть? Ведь это вопрос не праздного любопытства, а жизненной необходимости.

Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом — есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено». Н.А. Бердяев.

 

Итак, я предлагаю систематизировать свой поиск и первые к кому мы обратиться за ответом, это ученые мужи, стоящие в авангарде всего человечества и двигающие науку вперед. Уж они то должны точно знать, в чем смысл жизни… .

Великий русский мыслитель Л. Н. Толстой писал:

«Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?»

Но со времен Толстого, наука шагнула далеко вперед и может сегодня у нее уже есть ответ? На эту тему предлагаю интересное высказывание братьев Стругацких:

«Они работали в институте, который занимался, прежде всего, проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же».

А вот что говорит по этому поводу энциклопедия ВИКИПЕДИЯ:

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?».

Ненаучно поставленные вопросы, типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?», «Зачем мне жить?» остаются в рамках только философии и теологии.

          

«Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет». Л. Толстой.  

 

Итак, наука не имеет ответа на этот вопрос. Давайте теперь обратимся к ФИЛОСОФАМ, может они помогут нам решить этот сложный ребус.

Но тот же Л. Н. Толстой писал:

«Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его».

 

А вот признание одного из философов, который открыто, заявляет:

«Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!»  Ж.-П. Сартр

Но ему противоречит другой мыслитель, который говорит:

«Смысл должен быть найден, но не может быть создан». В. Франкл.

 

Итак, философия не дает ответа на вопрос о смысле жизни, потому что она ставит интеллект человека мерилом всего сущего. Но ведь каждый человек индивидуален, и на основании своих знаний, опыта, убежденности и условий жизни, он выдвигает относительные предположения, выдавая их за абсолютную истину. Главное делать вид, что ты видишь свет в конце тоннеля своих размышлений. А для того, чтобы придать своим убеждениям большую значимость и авторитет, используются непонятные слова и сложные обороты речи, читая которые простой смертный осознает себя полным невеждой. И готов слепо последовать за тем, кто, имея «великие познания» и «проницательный ум» даст ответ на все жизненно важные вопросы и приведет его в «светлое будущее». Как не вспомнить слова Христа, который сказал:

«оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Матф. 15:14.

Хочу привести несколько стандартных версий, широко распространенных среди людей.

Некоторые считают, что смысл жизни в веселии и удовольствиях. Их девиз: бери от жизни все что можешь. А современная индустрия развлечений как раз и предлагает широкий ассортимент своей продукции и всевозможных услуг. Но один из тех, кто воспевал такой образ жизни в своих стихах, великий поэт, математик, астроном и философ Омар Хайям писал:

                                 Нам жизнь навязана; её водоворот

                                 Ошеломляет нас, но миг один – и вот

                                 Уже пора уйти, не зная цели жизни…

                                 Приход бессмысленный, бессмысленный уход!

Можно сделать вывод, что веселие и удовольствия ему нравились, но смысла жизни в этом он не нашел, и лишь по той простой причине, что его там нет.

А вот еще одна возвышенная теория, которой придерживаются многие и особенно интеллигентные люди. Они утверждают: смысл жизни в том, чтобы прожить на пользу общества, сделать полезный вклад в его развитие, оставить после себя добрый след: посадить дерево, построить дом, родить ребенка и т. д.

Но вот высказывания гениального поэта, А.С. Пушкина, который считается непревзойденным мастером в искусстве владения словом, который внес неоценимый вклад в развитие российской поэзии, литературы, да и самой культуры в целом, он оставил после себя неизгладимый след в истории:

                                 Дар напрасный, дар случайный,

                                 Жизнь, зачем ты мне дана?

                                 Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?

                                 Цели нет передо мною:

                                 Сердце пусто, празден ум,

                                 И томит меня тоскою

                                 Однозвучный жизни шум.

Конечно, есть много и других гипотез выдвигаемых людьми касательно смысла жизни, но все они так похожи на ширму, за которую человек пытается спрятаться от реальности. А реальность такова:

«Бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку». Л. Толстой.

    

Только проблема в том, что в современном обществе так мало правдивых людей, нашедших силу хотя бы самому себе признаться в этом.

Друг, если ты придумал для себя смысл жизни и тем успокаиваешь себя, то прочти вопрос, который Л.Толстой задал себе:

«Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?».

Поставь его и ты перед собой, только ответь на него не дежурной фразой, а искренним признанием, от которого будет зависеть дальнейшая твоя судьба.

                                                                                                            

У каждого человека есть желание, и даже более того, потребность быть счастливым, и есть стремление достигать счастья. Но далеко не каждый человек имеет истинное понимание, что такое счастье, а еще меньше тех, которые находят путь, ведущий к нему.

   СЧАСТЬЕЧувство и состояние полного, высшего удовлетворения.  Ожегов.                                                                                                                                                                                                  Может ли быть счастливым человек, который не знает в чем смысл его жизни? И будет ли счастлив тот, кто придумал для себя смысл жизни? Уверен, что не будет! Я попробую свое понимание счастья выразить в виде математической формулы.

                   Формула счастья: X+Y+Z= СЧАСТЬЕ.

         Где: Х – знание, откуда ты произошел.

Y—знание, в чем смысл жизни.

Z – знание, что ожидает тебя после смерти.

Эти три составляющие тесно связаны между собой, и если человек неверно выбрал первую позицию, то вероятность правильно определить для себя смысл жизни, равна нулю. Вот почему в интернете 35 млн. страниц, а тема не исчерпана, поиск продолжается, и дебаты не утихают.

Итак, Х – знание, откуда ты произошел.

На какой позиции сегодня стоят люди? Большинство из них верят в теорию большого взрыва, и эволюцию. Нет никакой необходимости доказывать, что взрыв порождает хаос, а эволюция не что иное, как теория людей отрицающих бытие Бога, посредством которой они «научно» пытаются обосновать свое заблуждение. Послушайте, что они говорят о смысле жизни:

«Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие». М. Горький.

«В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь». М. Горький.

Зачем научно доказывать несостоятельность теорий большого взрыва и эволюции. Их абсурд показывают те, кто пытается их обосновать.

«Жизнь не имеет смысла. Всё живое возникло под действием определённых условий, а под воздействием других условий может кончиться. Человек один из многообразных видов этой жизни. Он не венец мироздания, а продукт среды».

С. Моэм.  

 

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Французский философ Ж.- П. Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем…. Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём».

 

Вот к такому ужасному итогу пришли те, которые обещали дать человечеству свободу и счастье, и без Бога построить рай на земле. Как не вспомнить по этому поводу слова Апостола Петра, который сказал: Обещают им свободу, будучи сами рабы тления.

 

Но давайте вернемся к формуле счастья и посмотрим, что дает атеизм (безбожие) человеку.

                               Формула счастья: X+Y+Z= СЧАСТЬЕ.

При атеистическом мировоззрении получается следующая картина.

   Х – (знание, откуда ты произошел). Человек произошел без причины.

Y – (знание, в чем смысл жизни). Жизнь не имеет смысла.

Z – (знание, что ожидает тебя после смерти). Уход в никуда. Ибо:

СМЕРТЬ — Прекращение жизнедеятельности организма. Ожегов.

О каком счастье может идти речь? Если человек «не венец мироздания, а продукт среды», то какие критерии могут быть у него в вопросах морали и нравственности?

Если «…Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём». То, что кроме абсурда может быть посреди этих двух событий?

           Отвергнув Бога, люди были уверенны, что теперь они обретут истинную свободу, а обретя свободу, будут истинно счастливы. Но мечты не осуществились, а сбылось предсказание Ф.М. Достоевского, который писал:

Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак того не замечая, что уверовали в нуль.

(Ф. М. Достоевский, роман «Идиот»)

В физическом мире при абсолютном «0» происходит распад материи. А в духовном мире при абсолютном «0», которым является атеизм, происходит распад морали, нравственности, эстетики, происходит распад личности, семьи и общества в целом.

После перестройки ситуация в России изменилась, на смену атеистической пропаганды пришла религиозная свобода. Библия стала свободной и доступной книгой, в храмы хлынул поток людей, но ситуация в области морали и нравственности в лучшую сторону не изменилась, почему? Религия с ее обрядами, формами и традициями не может изменить греховную сущность человека. Вот и получилось, что «нолики» надели на себя крестики (те что на шее, обрядной одежде и куполах), изменилась декорация и лозунги, а суть осталась прежней.

В том, что определение смысла жизни непосредственно зависит от мировоззрения человека, убедиться не сложно. Для этого откроем «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова, который отображает атеистическое и материалистическое воззрение, и прочитаем определение значения слов: смысл и жизнь.

       СМЫСЛ — Содержание, сущность, суть, значение чего-н. цель, разумное основание чего-н. Ожегов.

     ЖИЗНЬ — Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Ожегов.

Итак, соединяя два этих понятия, мы получаем следующую картину: Суть, значение и цель, заключается в непрерывном поддержании совокупных явлений происходящих в организме и улучшение формы существования материи. На самом деле так и получается: все труды человека для рта его. Все его стремления направлены на улучшение материального благосостояния и на повышение уровня комфорта. Все логично, человек учится, приобретает профессию, трудится и все это подчинено великой цели. Только есть одно НО, которое заключается в разумном основании такого положения вещей, которому больше подходит определение: процесс жизни, а назвать это смыслом жизни язык не поворачивается и думаю, что не только у меня, но у любого, хоть чуть-чуть здравомыслящего человека. Ведь смерть уравнивает богатого с бедным, мудрый умирает наравне с глупым, генерала постигает та же участь, что и солдата. Если это так, то в чем же тогда разумное основание всех стремлений, переживаний и лишений?! Всё это может быть направлено на улучшение процесса жизни, но назвать это смыслом жизни, никак нельзя.

Так что же делать? Нужно менять определение слова жизнь. Но для этого необходимо изменить мировоззрение, а изменение мировоззрения, есть не что иное как — покаяние.

Так в чем же смысл жизни? И есть ли он на самом деле?

 

«Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл». Л. Толстой.

Если это требование происходит из глубины души, то будет разумно и единственно правильно прислушаться к ее внутреннему голосу. Не звучит ли он в унисон с тем, к чему пришел в своих исканиях Омар Хайям, и о чем он высказал в своем четверостишье:

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод? Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет? Тесна мне бытия печальная темница, — О, если б дверь найти, что к вечности ведет.

 

Так вот что нужно душе! Вот к чему она стремится! Вот что может удовлетворить ее неизгладимое требование! И вот почему временное и материальное не может привести ее к состоянию полного, и высшего блаженства. Вот почему, размышляя о смысле человеческой жизни и смерти, Л. Толстой пришел к выводу:

«Не оттого люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы с нею не кончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно показывает им необходимость истинной жизни, которой они не имеют».

Так как же найти дверь, что к вечности ведет? Ни наука, ни философия не могут помочь в этом человеку, остается еще теология. Но я хочу обратиться не к самой теологии, как науке, а к источнику, из которого она проистекает, к БИБЛИИ. Но прежде всего несколько слов об этой удивительной книге.

     «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!… И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия».    Ф.М. Достоевский.

     «Существование Библии, как книги, есть величайшая польза для всех людей, когда-либо испытанной человечеством. Всякая попытка умалить Библию есть преступление против человечества».  Эммануил Кант.

                                   Что говорит Библия о вечной жизни.

 

     Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоан. 3:16.

Библия говорит о том, что жизнь вечная есть и ее дает человеку Бог, через Своего Единородного Сына Иисуса Христа, Который умер на Голгофском кресте, за грехи всех людей. И другой двери ведущей к вечности не существует. Есть только одна дверь, это Иисус Христос, Который сказал о Себе:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется. Иоан. 10:9.

«Не будьте мертвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос». (Н.В. Гоголь)

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

1Иоан. 5:11-13.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Иоан. 5:24.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Иоан. 3:36.

А вот слова Российского поэта и государственного деятеля Г. Державина, который будучи человеком верующим, свое миропонимание выразил следующим образом.

                                 Твое созданье я, Создатель!                                 Твоей премудрости я тварь,                                 Источник жизни, благ Податель,                                 Душа души моей и Царь!                               Твоей-то правде нужно было,                               Чтоб смертну бездну проходило                               Мое бессмертно бытие;                               Чтоб дух мой в смертность облачился                              И чтоб чрез смерть я возвратился,                               Отец! — в бессмертие твое.                                                                                 Ода “БОГ”Здесь ясное понимание, откуда я произошел. Ясное осознание своей зависимости от Бога. Ясное определение значения проблем. И полная уверенность в том, что ожидает меня после смерти.             Давайте вернемся к формуле счастья и посмотрим через нее, положение верующего человека.

Формула счастья: X+Y+Z= СЧАСТЬЕ.

При Христианском мировоззрении картина следующая:

Х – (знание, откуда ты произошел). Человек – творение Бога.                             Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь…

Y – (знание, в чем смысл жизни). Примириться с Богом и жить по Его заповедям.

Z – (знание, что ожидает тебя после смерти). Жизнь вечная. Ибо:

СМЕРТЬ — конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом. В. Даль.

Все это теоретическая сторона вопроса, а как она может быть реализована в практике жизни, чтобы не только знать о счастье, но владеть им, имея в себе чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

         Прежде всего, нужно определиться, что не дает человеку иметь это состояние высшего блаженства.

«Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл». Л. Толстой.

 

То, что неизгладимое требование, присуще человеку, доказывать нет смысла, потому что об этом свидетельствует наличие факта. Но вот откуда это требование появилось и насколько оно обосновано — это вопрос, требующий ответа. И чтобы его получить, нужно вернуться к истокам сотворения человека. Читая Библию, в той части, которая повествует о сотворении земли, растительного мира, и всех живых ее обитателей, созданию человека дано особое описание. Его сотворение было отлично от сотворения всех живых существ, и имеет особенности, на которые нужно обратить серьезное внимание. Итак, посмотрим, что об этом повествует Библия.

 

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт. 1:26-27.

 

Первая особенность человека в том, что он не стоит в одном ряду с рыбами, птицами и другими представителями животного мира, но являясь венцом всего творения, поставлен владычествовать над ним. Вторая весьма важная особенность в том, что человек сотворен по образу Божию. Об этом свидетельствует: свободная воля, наличие интеллекта, творческие способности, речь… и многие другие факторы, присущие только человеку, но самое главное, что человек имеет тройственную природу, это – тело, дух и душа. Об этом мы читаем следующее:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Быт. 2:7.

 

Давайте более подробно остановимся на каждой из составных частей, что бы уразуметь их сущность и назначение. Когда Бог создал человека из праха земного, то совершенно ясно, что речь идет о теле, которое на тот момент хотя и было совершенным, но безжизненным. И только когда Господь вдунул в лице его дыхание жизни или дух, тогда при соединении двух начал, материального и духовного, земного и небесного, временного и вечного, появилась производная этих начал – душа, и стал человек душою живою. Итак, тело создано из праха земного, это материальная часть, посредством которой человек живет и контактирует с окружающим его материальным миром. Для этого у него имеется пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Тело человека представляет собой сверхсложный механизм, имеющий в себе множество систем гармонично взаимодействующих друг с другом. И все это происходит потому, что Бог вдунул в лице человека дыхание жизни, или вложил в него частицу Своего естества – дух, который стал второй составной частью человека.

Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Иов. 33:4.

…тело без духа мертво. Иак. 2:26.

Именно в этой части человеческого естества находится совесть, — неподкупный судья всех его поступков желаний и намерений. И только на уровне духа человек может иметь общение с Богом.

И наконец, третья составная человека – душа, которая является производной синтеза материи и духа. Именно она является главной субстанцией в человеке. В ней сосредоточены: воля, разум, чувства и память. При сотворении человека, тело было первичным, но не является главным. Оно подобно красивой шкатулке, которую человек взяв в руки, и рассматривая ее изящную форму и причудливые на ней узоры, восторгается ею не разумея, что она всего лишь футляр, в котором находится истинная драгоценность, высшего порядка. Так и тело человека не оно является личностью — «Я», но оно всего лишь дом, в котором живет «Я» – душа. Которая, являясь духовной субстанцией, проявляет себя через материальную часть естества человека — тело.

     И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. Быт. 2:8.

При сотворении Адам не был грешным, но он не был и святым, его состояние можно классифицировать как нейтральное. И оно продолжалось до времени, когда Бог дал ему заповедь не вкушать от дерева познания добра и зла. Именно с этого момента нейтралитета больше не существовало, но теперь состояние человека определялось отношением к заповеди Господней. До тех пор, пока человек проявлял послушание Богу, он был праведным, а с момента непослушания, когда он вкусил запретный плод, Адам стал грешным. Переход Адама из нейтрального состояния к праведному, был его заслугой. Праведность была результатом его послушания и усилий. А переход из праведного состояния к греховному, было его осознанным действием, влекущим за собой ответственность и последствия.

В период послушания Богу, Адам имел в себе чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Он был блажен. Блаженство – высшая степень счастья. Но преступив повеление Божие, человек лишился внутреннего блаженства, на смену которому пришло чувство вины, стыда, страха… и это состояние чуждо человеку, оно не может его удовлетворить или стать нормой, но является для него постоянным внутренним дискомфортом. Потеряв блаженство, в глубине человеческого сознания осталась неизгладимая память о нем и великая по нему тоска. Другое же последствие грехопадения — разлучение человека с Богом, Который не имеет ничего общего с грехом. В результате этого разрыва душа оказалось в положении «… дитяти, отнятого от груди матери.» (Пс.130:2). Человек ощутил в себе чувство сиротства и одиночества, и это состояние продолжает сопровождать его по жизни. Даже если он живет в кругу семьи, у него много друзей, и он окружен их заботой и вниманием, чувство одиночества не покидает его. Никогда самые близкие люди и самые хорошие друзья не могут дать человеку то, что дает ему общение с Богом. Это подобно как если бы человек лишился руки, а врачи сделали ему самый совершенный протез. Но он никогда не может заменить ему руку и прежде всего, потому что рука это часть человека, и она имеет органические связи с телом. А протез, даже самый лучший, для человека является инородным телом. Так и душа имеет связи с Творцом, которые в результате греха оказались разорванными, но это положение не устраивает ее и она жаждет восстановить их.

Господь часть моя, говорит душа моя. Плач Иер. 3:24.

Лишившись этой Части, душа потеряла свою полноценность и ничто и никто кроме Бога не может ее восполнить.

Только в Боге успокаивается душа моя. Пс. 61:2.

Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя. Пс. 62:2.

И третье последствие греха — изгнание Адама из рая, места, которое было идеальным условием для его жизни, где он ни в чем не испытывал никакого недостатка, где для него было все предусмотрено. И потеряв это прекрасное место, человек теперь не может прийти к состоянию удовлетворенности. Он находится в непрерывном поиске лучшего и совершенного. Вкусив блага райской жизни и потеряв их, человек обрел себе неизменного спутника сопровождающего его через все культуры и цивилизации, через все подъемы научно-технического прогресса – чувство неудовлетворенности. Так вот почему «Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл». Потому что в Едемском саду, жизнь его была наполнена этим благом, но проявив непослушание Богу, он его потерял. Значит, неизгладимое требование возникло не на пустом месте, но оно действительно обосновано и имеет разумную причину. Но тогда возникает следующий вопрос, а может ли это требование быть удовлетворено и если да, то каким образом?

Для этого нужно снова обратиться к Библии, только на этот раз ко второй ее части, НОВОМУ ЗАВЕТУ, который называется ЕВАНГЕЛИЕ или БЛАГАЯ ВЕСТЬ. Эта часть Библии повествует нам об Иисусе Христе — Сыне Божием, Которого приход в этот мир был сверхъестественным образом, о чем в Евангелии мы читаем:

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. 1Тим. 3:16.

При Своем рождении Он воплотил в себе две природы: Божественную и человеческую. По линии Отца Он был истинный Бог, а по линии матери – истинный Человек. Эти две природы не соединились в Нем, но существовали параллельно. Поэтому Он одновременно был и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим. Его жизнь была удивительной, наполненной чудесами видя которые

Люди же удивляясь, говорили: кто Это, что и ветры и море повинуются Ему? Матф. 8:27.

Его учение было и остается непревзойденным. Тысячи людей собираясь из разных мест, с услаждением слушали Его. Даже Его враги засвидетельствовали, что:

никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Иоан. 7:46.

Его смерть была потрясающей, не сделав никакого преступления, Он был распят на кресте посреди двух разбойников. В это время в природе произошло два события: солнце померкло, и земля потряслась.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. Матф. 27:45.

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Матф.27:54.

Эти явления в природе, заставили многих переосмыслить свое отношение к происшедшему.

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Лук.23:48.

Его похороны были необычными, положив тело во гроб, друзья разошлись по домам, чтобы в субботу остаться по заповеди в покое. А Его враги и после всех этих событий не могли успокоиться:

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. Матф. 27:66.

И несмотря на все это, при наступлении первого дня недели, который в нашем календаре выделен красным шрифтом и называется «ВОСКРЕСЕНЬЕ», произошло триумфальное событие – Иисус Христос воскрес из мертвых.

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Деян. 2:24.

А через сорок дней произошло нечто грандиозное – Иисус Христос вознесся на небо, и свидетелями тому были Его ученики, которые и описали все эти события.

Вот это и есть ЕВАНГЕЛИЕ – Божие решение человеческой проблемы.

Итак, в чем заключается проблема человека?

Из нейтрального состояния, Адам посредством соблюдения заповеди Божией, обрел положение праведника и находясь в нем, он пользовался всеми благами Едемского сада, не испытывая ни в чем недостатка. Более того он имел общение со своим Творцом, и оно давало ему высшую степень счастья. Так происходило до момента, когда человек сознательно нарушил повеление, данное ему Богом, и стал преступником. Но став грешником, Адам никогда уже не мог самостоятельно вернуться к святому состоянию, потому что

возмездие за грех – смерть Рим. 6:23.

…и без пролития крови не бывает прощения. Евр. 9:22.

А нейтрального положения, больше не существовало. За свое преступление, человек лишился внутреннего душевного покоя, на смену которому пришло угрызение совести, он потерял общение с Богом и был изгнан из Рая. Он стал грешником и даже более того рабом греха. И эту участь через него наследовали все люди.

…одним человеком грех вошел в мир, и …в нем все согрешили. Рим. 5:12.

Положение человека оказалось трагическим и для него непоправимым. Но то, что не возможно человеку, возможно Богу, Который являясь Творцом, не был равнодушен к положению, в котором оказалось Его творение. В создании человека проявилась сила и мудрость Бога – Творца, но в спасении человека проявилась величайшая любовь Бога к своему творению.

 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Иоан. 3:16-17.

Приход Сына Божия в этот мир не был случайным, Он пришел, с конкретной целью, чтобы взыскать и спасти погибшее. Матф. 18:11.

На Голгофе произошло невозможное, там встретились милость и справедливость, которые являются сущностью Бога. Милость взывает о прощении, а справедливость требует наказания, ибо возмездие за грех смерть. Если проявить милость к грешному человеку, то Бог теряет атрибут справедливого судьи и становится несправедливым, а если торжествует возмездие, и человек получает должное наказание – смерть за свое преступление, то Бог лишается атрибута милости и Он не может быть — любовь.

Но эта проблема решилась в Иисусе Христе, Он Единственный Кто мог примирить грешного человека со святым Богом, и только в Нем проявилась и Божья милость к падшему человеку, и Божья справедливость получила полное удовлетворение, потому что преступление человека получило должное воздаяние.

Господь возложил на Него грехи всех нас. Ис. 53:6.

и

Христос за всех умер. 2 Кор. 5:15.

Итак, преступление грешного человека Бог вменил Святому Сыну Своему, Который и умер на Голгофском кресте вместо грешника. А праведность Иисуса Христа теперь вменяется человеку, но вменяется, только если он верою принимает эту истину и приходит к Богу, осознавая свою вину, со словами: Господи прости меня грешника. Спасение не является заслугой человека, его невозможно купить, даже за самые большие деньги. Его нельзя получить по наследству. Его невозможно заработать добрыми делами или праведной жизнью. Спасение — дар Божьей благодати. И для его получения у человека нет никаких заслуг и преимуществ, а только милость и любовь Бога.

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим. 6:23.

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Еф. 2:8-9.

Но благодать Божия не ограничивается только прощением преступления, которое   совершил Адам в Едемском саду. Но при покаянии человек получает от Бога прощение за все свои грехи и это не иллюзия или самовнушение, но реалия подтверждаемая свидетельством совести прощёного грешника.

Кровь Христа … очистит совесть нашу от мертвых дел. Евр. 9:14.

И не только это. Благодать Бога подымает человека из положения творения на уровень дитя Божьего!

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими… Возлюбленные! мы теперь дети Божии. 1Иоан. 3:1-2.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Иоан. 1:12.

Согрешив пред Богом, человек лишился права находиться в раю на земле,

И выслал его Господь Бог из сада Едемского. … И изгнал Адама… Быт. 3:23-24.

А подарив спасение человеку, Бог не возвращает его в рай, который был когда то на земле, но открывает пред ним двери Царствия Небесного.

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. Откр. 21:1-5.

Дорогой друг! Читая эти строки, возможно, ты задаешь вопрос, неужели это правда? И возможно ли это для меня? Сам Бог говорит:

слова сии истинны и верны! Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? Числ. 23:19.

Твоя дальнейшая судьба полностью зависит от решения, перед которым ты стоишь. Если поверишь Богу и попросишь у Него прощение за свои грехи, то Он, будучи верен и праведен, простит тебя и даст тебе ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.

Если пренебрежешь Божьей благодатью и не покаешься пред Ним в своих грехах, то ты сам подпишешь себе приговор к ВЕЧНОМУ ОСУЖДЕНИЮ.

 

Дверь, которая ведет к вечности, сегодня открыта перед тобой. Не пройди, в своей беспечности или в погоне за призрачным счастьем, мимо нее.

 

Итак, подводя итоги всего вышесказанного, остается ответить на самый главный вопрос: в чем смысл жизни человека? Ответ на него бесполезно искать у творения пусть даже самого ученого, но он есть у Бога, Который являясь Творцом, не скрыл от человека Своих намерений.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… Быт. 1:26.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт. 1:27.

Между этими текстами Священного Писания существует огромная разница. В первом тексте глагол сотворим, стоит в будущем времени, открывая Божие намерение. А второй текст показывает нам факт творческого действия Бога. И глагол сотворил, стоит в прошедшем времени, обозначая действие которое совершено. Так вот разница существует между намерением и тем, что сотворено. Намерение Бога было сотворить человека по образу Нашему по подобию Нашему, а сотворил Он его по образу Своему, по образу Божию. А где же подобие? Разве Бог изменил Свое намерение или не смог воплотить его? Именно здесь и кроется главная суть нашей темы. Исследуя Библию, мы видим, что намерение Божие остается в силе, но оно совершается двумя этапами. И первый этап сотворения человека по образу Божию произошел без его участия.

 

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Быт. 2:7.

Так произошло с Адамом, так происходит и с каждым человеком. Без своего желания, усилий, и сознания я пришел в этот мир и никто со мной не советовался и не спросил меня, хочу я этого или нет. И в этом есть право Творца. Но Всемогущий Бог не присвоил Себе право требовать от своего творения любви к Себе. Любовь это влечение сердца, в котором нет присутствия никаких факторов насилия, будь то внешних или внутренних. И для того чтобы достигнуть этой великой цели – гармонии любви между Творцом и творением, Бог повел человека путем достижения подобия Своего.

ПОДОБИЕ — сходство, согласие, одновидность, схожесть. Подобный, похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств. В. Даль.

Но в этом творческом процессе человек должен принять непосредственное участие. Этот этап творения он должен пройти осознанно, и проявить в нем свое желание и усилия. Вот почему в беседе с Никодимом Христос сказал ему: должно вам родиться свыше. Иоан. 3:7.

Богу не нужны марионетки, если человек, имея ограниченные способности и возможности, сконструировал множество роботов, которые безупречно исполняют вложенную в них программу, то неужели Всемогущий Бог не мог создать человека, вложив в него программу добра, любви и абсолютной покорности? Конечно, мог! Но тогда человек не был бы личностью. Личность непременно имеет: волю, интеллект, чувства. А если человек личность, то Бог и поместил его в условия, где он мог развиваться и проявлять себя. В условия, в которых человек мог реализовать весь свой внутренний потенциал. В условия, в которых Творец мог показать и проявить к творению Свою великую, бескорыстную, жертвенную любовь. Бог не потребовал от человека любви к Себе на правах Творца, хотя это вполне обосновано, но сначала проявил ее к творению, показав эталон истинной любви, теперь ожидает от него взаимности. В любом человеческом обществе на земле существуют отношения, построенные на принципе: сильный и слабый, богатый и бедный, умный и глупый, старший и младший, начальник и подчиненный. Но у Бога не так, у Него есть один неизменный принцип любви. И на этом принципе Бог строит Свои взаимоотношения с человеком уже здесь на земле и этот же принцип любви между Богом и человеком будет существовать на небе в вечности. Вот поэтому, Бог, сотворив человека по образу Своему, повел его путем достижения подобия Своего.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Рим. 11:33.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. Рим. 8:29.

Вот истинный смысл жизни! Его определил Сам Бог – Творец в самом начале создания человека. И Создатель не утаил Свои намерения от человека, но открыл их через Святое Писание – Библию. Она есть путеводитель для тебя в небесную страну.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: 1 комментарий

  1. Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине дение Бога через обращение к Откровению и соответствующей духовной жизни, как они даны в Православии. Так, историческое движение философствующего разума на пути искания истины приводит человека к исходному пункту религиозного миропонимания — постулированию Абсолюта, Бога, и необходимости принятия религиозного “метода” Его постижения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *